«Физическое развитие»

Анализ программного содержания образовательной области

«Мир открытий» — это комплексная программа нового поколения, разработанная в соответствии с ФГОС ДО. Одной из основных особенностей программы являются здоровьесберегающие и здоровьесозидающие технологии, направленные на объединение образовательно-оздоровительных ресурсов семьи и дошкольной образовательного учреждения.

Содержание образовательной области «Физическое развитие» включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей; двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек). Физическое развитие — динамический процесс роста и биологического созревания ребёнка в определённом периоде детства. С одной стороны, этот процесс отражает общие закономерности роста и развития организма, с другой — существенно зависит от социальных, экономических, санитарно — гигиенических и других условий.

Содержание образовательной области «Физическое развитие» разработано на основе парциальной и авторской программы " Малыши крепыши" Цель программы: охрана и укрепление здоровья ребёнка, формирование привычки к ЗОЖ, развитие его физических качеств и совершенствование его двигательных навыков на основе индивидуально — дифференцированного подхода.

Задачи:

  • охрана и укрепление здоровья детей, обеспечение их физической и психологической безопасности, эмоционального благополучия;
  • формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей ЗОЖ (гигиенических навыков, приёмов закаливания и др.)
  • развитие основных физических качеств ребёнка (скорости, гибкости, силы, выносливости, ловкости) и умение их использовать в повседневной жизни;
  • развитие инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка;
  • воспитание воли, смелости, настойчивости и дисциплинированности;
  • формирование предпосылок учебной деятельности.

Содержание образования представлено по всем возрастным группам, в динамике развития детей: с младенчества до поступления в школу.

Физическое развитие детей проводится с учётом их здоровья по следующим направлениям:

  • оздоровительная деятельность;
  • образовательная деятельность.

Эти направления тесно взаимосвязаны между собой и неотделимы друг от друга.

Оздоровительная деятельность включает следующий комплекс мероприятий: проветривание помещений, правильно организованная прогулка, физические упражнения в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе, умывание прохладной водой и другие водные, воздушные и солнечные процедуры.

Важную оздоровительную роль играет развитие творчества в двигательной деятельности. Оно способствует раскрытию потенциальных возможностей организма, создаёт условия для реализации свободы действий, обеспечивает гармонию с самим собой, природой, окружающими людьми.

Образовательная деятельность включает в себя следующие формы организации двигательной деятельности детей:

  • утренняя гимнастика, оздоровительная гимнастика пробуждения, ритмическая гимнастика;
  • занятия по физическому развитию в спортивном зале и на воздухе;
  • физкультурные минутки и паузы, подвижные игры, двигательные задания, спортивные игры и упражнения;
  • физкультурные праздники и развлечения, спортивные досуги и соревнования, эстафеты.

Для проведения занятий рекомендована спортивная форма и обувь, как для детей, так и для педагогов: взрослому для того, чтобы показать эталон — идеальный образец движения, а детям, чтобы было удобно выполнять задание.

Воспитательная направленность должна прослеживался в процессе организации всех форм двигательной активности детей. Особое внимание при этом необходимо уделить организации самостоятельной деятельности детей. Её правильная организация позволит:

  • повышать физкультурную грамотность дошкольников;
  • стимулировать положительную мотивацию детей к занятиям и другим формам организации двигательной активности;
  • формировать у детей основы правильной техники выполнения жизненно важных двигательных умений и навыков; воспитания физических качеств;
  • формировать у детей организационно-методические умения, дающие возможность дозировать нагрузку, осуществлять простейший самоконтроль;
  • решать сугубо воспитательные задачи, в том числе воспитания личностных качеств детей (эстетических, нравственных и т. д.);
  • содействовать развитию у дошкольников психических процессов.

Для повышения интереса детей к физической культуре необходимо тесное взаимодействие педагогов и семьями воспитанников.

Формы взаимодействия с семьями воспитанников:

  • информационные: наглядная пропаганда ЗОЖ (рекламные буклеты, листовки, публикации, памятки для родителей)’,
  • организационные: родительские собрания, в том числе тематические,
  • анкетирование родителей по вопросам физического развития дошкольников;
  • просветительские: тематические встречи с привлечением медсестры, врача, педагогов спортивных школ.
  • практико — ориентированные: участие родителей в мастер- классах,
  • спортивных праздниках, досугах и развлечениях; создание семейного портфолио спортивных достижений.

Личный пример воспитателя, его отношение к физической культуре формирует у детей необходимые привычки и навыки, которые составляют основу здорового образа жизни.

Физическое развитие детей проводится с учётом здоровья детей по следующим направлениям: сохранение и формирование психического и физического здоровья детей, приобщение к физической культуре и содержание образовательной деятельности.

Я остановлюсь на направлении сохранение и формирование психического и физического здоровья детей.

1 младшая группа. Перед педагогами ставятся следующие задачи:

  • Создавать условия для инициативной двигательной активности.
  • Содействовать накоплению двигательного опыта, развитию основных видов движений.
  • Необходимо создавать условия для формирования у детей интереса, положительных эмоций, потребности в движениях, активности и самостоятельности в их выполнении.
  • Укреплять здоровье ребенка, закаливать его, повышать работоспособность нервной системы.
  • Побуждать к соблюдению опрятности и чистоты, поддерживать у ребенка приятные чувства от чистоты своего тела и окружающего пространства; поощрять за желание и умение приводить себя в порядок.
  • Учить различать и называть органы чувств, дать элементарное представление об их роли в организме, необходимости бережного и регулярного ухода за ними.
  • Содействовать освоению элементарных сведений о человеческом организме, его физическом и психическом состоянии.
  • Вызывать положительное отношение к режиму дня.

2 младшей группе педагоги продолжают:

  • Создавать условия, для двигательной активности детей; формирования и совершенствования основных видов движений, и способствуют формированию правильной осанки.
  • продолжают обеспечивать рациональный режим дня, сбалансированное и качественное питание.

Перед педагогами ставятся задачи:

  • Создавать условия для охраны жизни и укрепления здоровья; для укрепления иммунной системы организма детей.
  • Обеспечивать комфортный эмоциональный микроклимат в группе детского сада, в котором ребенок чувствует себя защищенным и принимаемым педагогами.

В работе с родителями педагог решает следующие задачи:

  • Обеспечение психолого-педагогической поддержки родителям в повышении компетентности в вопросах охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе эмоционального благополучия.
  • Содействие оптимизации эмоциональных отношений между родителями и детьми.

Средняя группа. Педагоги продолжает работу по:

  • Обеспечению психологически комфортной развивающей среды.
  • Формированию позитивного отношения детей к себе, к другим и миру в целом.
  • Обеспечивает рациональный режим дня, сбалансированное и качественное питание.
  • Продолжает работу по осуществлению мероприятий, способствующих сохранению здоровья детей, повышению защитных сил организма, по контролю за формированием правильной осанки.

Воспитателю необходимо организовывать и проводить различные подвижные игры и ежедневно проводить утреннюю гимнастику продолжительностью 7-10 минут.

Продолжается работа с родителями. Перед педагогами ставятся следующие задачи:

  • Способствовать оптимизации эмоциональных отношений между родителями и детьми
  • Повышать компетентность родителей в вопросах сохранения, укрепления формирования здоровья детей.

Старшая группа. Перед педагогами ставятся следующие задачи:

  • Обеспечивать комфортный эмоциональный микроклимат в группе детского сада, в котором ребенок чувствует себя защищенным и принимаемым педагогами и детьми.
  • Упражнять детей в умении находить положительные стороны во всех сферах жизни, применении правила «не думать и не говорить плохо о себе и других».
  • Организовывать разнообразную двигательную активность детей в разных формах (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры и др.).
  • Продолжить работу по осуществлению мероприятий, способствующих сохранению здоровья детей, закаливанию, повышению защитных сил организма.
  • Осуществлять контроль за формированием правильной осанки.
  • Обеспечивать рациональный режим дня, сбалансированное качественное питание, достаточное пребывание на воздухе; соблюдать оптимальный температурный режим в помещении.

В работе с родитемиля продолжать поддерживать родителей в самообразовании в вопросах охраны и укрепления здоровья детей, в стремлении участвовать в педагогическом процессе и жизни детского сада в целом.

  • Содействовать укреплению эмоциональных связей между детьми и их родителями.

Подготовительная группа. Задачи следующие:

  • Обеспечивать комфортный эмоциональный микроклимат в группе детского сада, в котором ребенок чувствует себя защищенным и принимаемым педагогами.
  • Закреплять позитивное экологическое отношение к себе, другим людям и миру в целом.
  • Организовывать разнообразную двигательную активность детей в разных формах.
  • Соблюдать санитарно-гигиенические нормы и правила.
  • Продолжать работу по осуществлению мероприятий, способствующих сохранению здоровья детей, закаливанию, повышению защитных сил организма.
  • Формировать правильную осанку.
  • Обеспечивать рациональный режим дня, сбалансированное качественное питание, достаточное пребывание на воздухе; обеспечивать в помещении оптимальный температурный режим.

И в работе с родителями поддерживать детей и их родителей в стремлении к укреплению эмоциональных связей друг с другом.

В заключении хочу отметить , что основной программной задачей физического развития является сохранение и формирование психического и физического здоровья детей. Создание условий для охраны и укрепления здоровья детей, в том числе эмоционального благополучия. Особое внимание уделяется работе с родителями.