«Как сохранить и укрепить здоровье ребенка»

Мастер-класс для родителей

Цель. Гармонизация детско-родительских отношений средствами физической культуры и повышение грамотности родителей в области физического развития и воспитания детей, психологическое просвещение родителей.

С замечательным настроением  и хорошими эмоциями мы начинаем мастер – класс «Как сохранить и укрепить здоровье ребенка» , хотели бы начать с одной легенды.

«Легенда о человеке» 

Давным-давно, на горе Олимп жили боги. Стало им скучно, и задумали они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать, каким должен быть житель Земли.

Один из богов предложил: «Человек должен быть сильным», другой добавил: «Человек должен быть умным». Третий сказал: «Человек должен быть здоровым». Но тут кто-то из богов возмутился: «Если все это будет у человека, он будет как мы».

Тогда решили они спрятать главное, чем хотели наградить человека, — его здоровье. Да вот только куда спрятать-то? Одни предлагали глубоко в синее море, другие — за высокие горы. А кто-то из богов придумал: «Здоровье надо спрятать в самого человека.

Так и живет с давних времен человек, пытаясь найти свое здоровье.  Да вот не каждому дано сберечь бесценный дар богов.     

 В настоящее время одной из наиболее важных задач является здоровье детей,

которая является самой главной задачей не только для педагогов, но и в первую очередь для родителей, поэтому мы и решили познакомить вас  с мероприятиями, проводимыми нами в группе.                                 

 Для начала мы предлагаем вам сыграть в игру, «Закончи предложение».

Передавая друг другу мяч, необходимо продолжить фразу «Мой ребёнок будет здоров, если ...

(будут закаляться, заниматься спортом, правильно питаться, соблюдать режим дня; не будут лизать сосульки, есть много конфет и т. д.).

Итак, подведём итог. Наши дети будут здоровы, если будут вести здоровый образ жизни.

 В детском саду и в нашей группе созданы все условия для систематического, профилактического влияния на организм ребенка. На протяжении всего дня в группе поддерживается оптимальный двигательный режим: утренняя гимнастика, НОД, физкультминутки, подвижные игры, игры на свежем воздухе, спортивные праздники и развлечения, корригирующая гимнастика после сна.

Начнем с утренней гимнастики. Зарядка по утрам помогает полностью проснуться, лучше усвоить завтрак и быстрее включится в работу. Благодаря утренней гимнастике на целый день человек заряжается энергией. Утренняя физическая активность способствует улучшенному обмену веществ, нормализует кровообращение, вырабатывает гормон радости (эндорфин), а также поддерживает в тонусе мышцы

Показываем комплекс вместе с детьми.

Рано утром не ленись,
На зарядку становись.

Ходьба друг за другом на носках, на пятках, с поворотом, сочетая хлопки с шагом. Бег с поворотом. Ходьба. Построение в звенья.

Упражнения без предметов

1.  «Дерево» (кинезиологическое упражнение). Сидя на корточках, спрятать голову в колени, обхватить их руками. Это семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно подняться на ноги, затем распрямить туловище, вытягивая руки вверх (4 раза).

2.  «Ручки» (кинезиологическое упражнение). Согнуть руки в локтях, сжимать и разжимать кисти   рук, постепенно убыстряя темп. Выполнять до максимальной усталости. Затем расслабить руки и встряхнуть ими.

3. «Регулировщик». И.п. - о.с. 1,3 - руки в стороны; 2 - вверх; 4 - и.п. (8 раз).

4.  «На старт!». И.п. - ноги на ширине плеч.   1-2   -   наклон   вниз,   руки   назад-вверх, голову держать прямо; 3-4 -и.п. (8 раз).

5.  «Потяни спинку!». И.п. - о.с. 1-3 -наклон вперед, руки вперед, смотреть на них; 4 - и.п. (8 раз).

6.  «Ножки отдыхают». И.п. - лежа на спине, ноги согнуть в коленях, руки под затылок. 1,3 - ноги положить влево (вправо); 2,4 - и.п. (8 раз).

7. «Улитка». И.п. - лежа на животе, обе руки вдоль туловища.  1-3 - поднять верхнюю часть туловища, обе ноги максимально приблизить к затылку; 4 - и.п. (4 раза).

8. «Попрыгаем!». И.п. - о.с. Прыжки ноги врозь - ноги вместе в чередовании с ходьбой (2 раза по 10 прыжков).

9.  «Часики» (дыхательное упражнение) «Часики вперед идут, за собою нас ведут». И.п. — стоя, ноги слегка расставлены. 1 - взмах руками вперед - «тик» (вдох); 2 -взмах руками назад - «так» (выдох) (2 раза).

Дыхательная гимнастика. Выполнение упражнений для дыхательной гимнастики для детей – отличная профилактика заболеваний органов дыхания. Такая гимнастика укрепляет иммунитет ребенка, развивает еще не совсем совершенную дыхательную систему малыша.  

 

«Качели»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох – через нос. Взрослый произносит рифмовку:

Качели вверх (вдох),

Качели вниз (выдох),
Крепче ты, дружок, держись.

 «Дерево на ветру» 

Цель: формирование дыхательного аппарата.

ИП: сидя на полу, скрестив ноги (варианты: сидя на коленях или на пятках, ноги вместе). Спина прямая. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом в туловище, будто гнется дерево. 

«Дровосек» 

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя рукам "прорубить" пространство между ногами. Произнесите "бах". Повторите с ребенком шесть-восемь раз. 

«Сердитый ежик» 

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком три-пять раз. 

 

 

Пальчиковая гимнастика Психологи, педиатры, педагоги  уверяют: на кончиках пальцев у маленького ребенка – его ум. Благодаря развитию мелкой моторики рук мозг малыша получает стимул к активному развитию, анализу и обработке информации. Вот почему детской пальчиковой гимнастикой нужно целенаправленно заниматься 

Как у нас семья большая»

Как у нас семья большая

Да весёлая.

(ритмичные хлопки в ладоши и удары кулачками попеременно)

Два у лавки стоят,

(загнуть большие пальцы на обеих руках)

Два учиться хотят,

(загнуть указательные пальцы на обеих руках)

Два Степана у сметаны объедаются.

(загнуть средние пальцы)

Две Дашки у кашки питаются.

(загнуть безымянные пальцы)

Две Ульки в люльке качаются.

(загнуть мизинцы)

Результаты ежегодных медицинских обследований в детском саду свидетельствуют об увеличении числа детей с нарушением осанки.  Нарушение осанки приводит  к снижению подвижности  грудной  клетки и диафрагмы,  изменению рессорной функции позвоночника, что, в свою очередь, отражается на пищеварительной,  дыхательной, сердечнососудистой  и центральной нервной системах.

Для контроля осанки можно применять следующий тест: ребенка ставят вплотную к стене так, чтобы он ее касался затылком, спиной, ягодицами и пятками. Ребёнок дол  жен сомкнуть стопы, смотреть прямо вперед. Руки опущены по швам. Если ладонь не проходит между поясницей и стеной, то осанка хорошая; в противном случае мышцы брюшного пресса слабы и живот оттягивает позвоночник вперед (лордоз). Отойдя от стены, ребенок должен сохранить эту позу.

 

Корригирующая гимнастика после сна

Цель корригирующей гимнастики:

  • Способствовать пробуждению после дневного сна.
  • Тонизировать весь организм, воздействуя на биологически активные точки.
  • Предотвращать простудные заболевания.
  • Укрепить дыхательный тракт.
  • Воспитывать бережное отношение к своему телу.
  • Дать заряд бодрости на вторую половину дня.

Комплекс корригирующей гимнастики

1. «Каланча».

И.п.: стоя, руки в стороны (вдох), опуская руки, про износить «с-с-с».

2. «Журавль».

И.п.: о.с. Сделать вдох, поднять правую ногу, согнутую слегка в колене, руки в стороны, вниз, произнести «ур-р-р». Выполнить то же левой ногой.

3. «Заводные машинки».

И.п.: о.с. Руки в «замок» перед собой, (вдох), выполнять вращательные движения большими пальцами и произносить «ж-ж-ж».

4. «Журавль».

И.п.: о.с. Сделать вдох, поднять правую ногу, согнутую слегка в колене, руки в стороны, вниз, произнести «ур-р-р». Выполнить то же левой ногой.

5. «Здравствуй, солнышко!».

И.п.: ноги на ширине плеч, руки и спину. Медленно поднять руки вверх, скользя по туловищу, руки и сторону, голову поднять вверх (вдох), медленно вернуться в и.п.

 

Точечный массаж.

Точечный массаж — один из самых древних методов лечения. Это очень полезная процедура,  ведь благодаря воздействию на определенные точки на теле можно изменить состояние здоровья  и предотвратить развитие многих заболеваний, остановить болезнь и укрепить иммунитет.

Точечный  массаж носа для детей является одним из способов лечения заложенности носа и насморка. Он оказывает положительное воздействие на детский организм: стимулирует процесс кровообращения, оказывает укрепляющее влияние на мышцы носоглотки, оказывает тонизирующее воздействие на эндокринную систему. Чтобы снять неприятные симптомы, необходимо трижды пройтись по указанным ниже точкам, нажимая на них по 10 раз

Естественно, полностью владеть технологией такого массажа и знать абсолютно все энергетические точки, может только профессиональный массажист, однако в домашних условиях можно освоить самые простые упражнения, не требующие особых знаний и специализации.

Анкетирование родителей по выявлению отношения к здоровому образу жизни

Ваши искренние ответы помогут  нам организовать эффективную деятельность по  сохранению и укреплению здоровья детей.

1. Ф. И.О.

2. Считаете ли Вы себя практически здоровым человеком?

3. Считаете ли Вы своего ребенка практически здоровым?

4. Соблюдаете ли Вы:

  • режим дня
  • режим отдыха.

5. Исключаете ли Вы что-то конкретное из питания Вашего ребенка?

6. Имеет ли Ваш ребенок привычку перекусывать на ходу?

7. Какому способу лечения Вы отдаете предпочтение во время заболевания (например - ОРЗ, ОРВИ): медикаментозному, народному, нетрадиционному (нужное подчеркнуть).

8. Какие методы закаливания Вы используете?

9. Существуют ли в Вашей семье традиции, связанные с оздоровлением? Какие?

10. Занимается ли Ваш ребенок каким-либо видом спорта или посещает секцию?

11. Перечислите весь спортивный инвентарь и оборудование, которое имеется у Вас дома.

12. Используете ли Вы силы природы для поддержания и восстановления

своего здоровья: отдых на природе, туризм, народные средства, пешеходные прогулки, поездки на море и др.?

13. Владеете ли Вы элементарными приемами массажа?

14. Хотели бы Вы овладеть приемами массажа?

15. Хотели бы Вы больше узнать о профилактике миопии, плоскостопия,

нарушении осанки, бронхолегочных заболеваний через: консультации; открытые мероприятия;

  • памятки
  • индивидуальные встречи.

16. Удовлетворены ли Вы оздоровительной работой детского сада?

17. Что из личного опыта и знаний Вы могли бы предложить детскому саду по оздоровлению детей и взрослых в «Копилку опыта ЗОЖ».