Конспект НОД «Матрешки»

Интегрированное занятие (вторая младшая группа)

Цель:

Познакомить детей с русской народной игрушкой «матрёшка», воспитывать патриотические чувства к народному искусству, способствовать развитию мышления и восприятия, активизировать и обогащать описательную речь, воспитывать у детей чувство прекрасного.

Материал:

Большая разъемная матрёшка, платочки для девочек и кепки для мальчиков (для танца), магнитофон, запись «Мы веселые матрешки», «Собери матрешку» (разрезные матрешки из бумаги).

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций: «Одежда», «Русские игрушки»; разучивание игры «Собери матрёшку».

Организация пространства:

Разделение группового пространства на две рабочие зоны. 1 — зона рассматривания: стульчики полукругом перед столом воспитателя. 2 — зона практической деятельности.

Способ проведения:

Подгрупповое, деление детей по уровню развития.

Ход занятия:

Организационный момент м.п/и «Горошки», по окончании игры

Воспитатель:

Становись скорее в круг!
Ты мой друг и я твой друг,
И я твой друг!
Вместе за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся!

У всех хорошее настроение! Очень хорошо! А теперь садитесь на стульчики. А я вам расскажу сказку.

Воспитатель:

В некотором царстве, в деревянном государстве жил-был Иван Умелые Руки. И, росла у него дочка, Машенька. Отец очень любил свою маленькую дочку. Всё у неё было: и наряды, и сладости. Вот только кукол у неё не было. Играла Машенька чугунками и ложками деревянными расписными, которыми мама её по хозяйству управлялась. Вот и просит однажды Машенька своего отца: «Батюшка, сделай мне, пожалуйста, куколку, хоть небольшую». Не смог отец отказать в просьбе дочери своей любимой. Сделал ей куколку. Куколка, была из дерева. Такая ладная получилась, что радовался Иван своей работе. Но только не яркая была куколка, безликая какая-то получилась. Вот и пошёл Иван к своему соседу, Петру Золотые Кисти. Надо сказать, что мастер этот, Золотые Кисти, любую вещь мог так разукрасить, что от неё глаз было не оторвать!Расписал он деревянную куколку. Так красиво у него получалось!

Хотите посмотреть на эту красавицу?

Закрывайте глазки, не подглядывайте.

(Достает матрешку)

Открывайте! Знакомьтесь! Русская расписная игрушка — матрешка. Посмотрите, какая она красавица! Назвали игрушку потому, что раньше на Руси имя Матрена было очень частым среди девушек. Матрена, Матреша, Матрешечка — ласково называли девушек и девочек — так и появилось имя у игрушки — Матрешка. Давайте посмотрим на Матрешку. Посмотрите и скажите, какого она размера (маленькая или большая)? Что одето у неё на голове? Платочек. Что одето у Матрёшки на туловище? Сарафан. А впереди что подвязала на сарафан Матрёшка? Фартук. Что нарисовано на фартуке? Цветы. ( на все вопросы индивидуальные ответы детей, помочь ответить каждому ребёнку.) Цветной сарафан и расписной фартук с цветами. Посмотрите, какая наша Матрёша красавица. На лице у неё (воспитатель показывает — дети отвечают, а потом воспитатель даёт обобщённый ответ) глазки. Чёрные глазки. Брови — чёрные брови. Губки — алые губки. И улыбка на лице.

Веселая, расписная Матрешка!

Полюбовавшись матрёшкой, взрослый берёт её в руки и удивлённо говорит

Воспитатель:

«Что-то наша Матрёша тяжелая, может быть, у неё внутри что-нибудь есть? (Трясёт матрёшку). Давайте посмотрим, что там гремит? (Пробует открыть матрёшку, а она не открывается). Помогите мне дети. Нужно попросить нашу матрёшку открыться. Матрёшка — матрёшка, откройся немножко!» Воспитатель просит повторить просьбу, для матрёшки, детей.

Открыв большую матрёшку и обнаружив в ней ещё одну, взрослый удивляется: «Ой, здесь ещё одна матрёшка!» Он ставит матрёшек рядом и обращает внимание детей на то, что одна матрёшка большая, а другая маленькая.

Воспитатель вместе с детьми любуется матрёшками: «Вот какие наши матрёшки хорошенькие. Посмотрите, они похожи друг на друга, как подружки». Обращая внимание детей на сходство матрёшек (лица, наряды), взрослый подчёркивает и их различие по размеру: «Вот самая большая матрёшка — её зовут Матрёна, а вот матрёшка маленькая — её подружка». Затем воспитатель предлагает посмотреть, не спрятался ли в маленькой матрёшке ещё кто-нибудь. С теми же словами: «Матрёшка — матрёшка, откройся немножко», — открывает матрёшку и показывает, что там пусто: «Маленькая матрёшка пустая.

А меня для вас есть платочки. Вот наденем их и станем все Матрешками!

Воспитатель с помощником воспитателя надевают девочкам платочки, мальчикам кепки.

Танец «Мы веселые матрешки»

Воспитатель:

Молодцы! Как хорошо потанцевали! И Матрешке нашей понравилось!

А теперь можно взять в руки матрешек поближе рассмотреть их, полюбоваться красотой их нарядов, очень бережно с ними обращайтесь.

А теперь предлагаю вам поиграть в игру «Собери матрешку» (Игра «Собери матрешку»).

У нас все получилось!