Конспект «Путешествие в страну мячей»

Интегрированное занятие в подготовительной группе

Программное содержание: Познакомить детей с историей мяча, закрепить знания детей о видах мяча, способствовать поддержанию интереса к деятельности с мячом,формировать потребность в двигательной активности и физическом совершенстве.

Материал: игра «Собери и не ошибись» ( разрезные картинки видов спорта: футбол, волейбол, теннис, баскетбол); массажные мячи, мультимедийная установка для просмотра иллюстраций, шоколадные медали для награждения.

Ход занятия:

Воспитатель:

Я предлагаю вам игру «Собери и не ошибись». Внимание на экран.

(на экране слайд № 1)

На экране изображены четыре целые картинки, надо собрать точно такие же, сложив их из предложенных фрагментов.

Материал для игры «Собери и не ошибись». Для этого вам надо разбиться на группы, подойти к столам и приступить к работе.

Дети приступают к выполнению задания.

Воспитатель:

Внимательно посмотрите на свои сложенные картинки и ответьте на вопрос: к какому виду спорта относится каждое оборудование.

Ответы детей.

Воспитатель:

Обратите внимание на экран (на экране слайд№ 2)

Да дети, вы правильно выполнили задание и ответили на первый вопрос.

Вопрос второй : что объединяет все эти картинки?

Ответы детей.

Воспитатель:

Вы правы. Это мяч.

Что для нас сегодня есть мяч?! Предмет, без которого не обходится ни одно занятие физкультуры, ни одна прогулка Предмет настолько обыденный и привычный, что вряд ли вы задумывались над тем, откуда и как давно мяч пришёл в нашу жизнь. Я задумалась, провела поисковую работу, и вот результат. Думаю, это интересно!

Дети садятся на стульчики перед экраном. Воспитатель продолжает рассказ с демонстрацией иллюстраций.

Слайд 3

Издревле, мяч считался священной вещью. Например, в Древней Греции мяч считался самым совершенным предметом, так как имел форму Солнца, а значит — обладал его волшебной силой. Эти «волшебные принадлежности» они шили из кожи и набивали каким-нибудь упругим материалом, например, мхом или перьями птиц, а позже даже надували воздухом. Однако, тогда на мячики уже не только любовались, но и играли в них — бросали как руками, так и ногами (уже тогда появилось что-то вроде футбола).

Слайд 4,5

В гробницах египетской знати и фараонов, нередко обнаруживали среди многочисленных предметов мячи. Сделаны они были из кожи и набиты соломой. Рисунки, по которым ученые восстанавливали картины жития древних египтян, говорят о том, что мяч в Египте служил для веселых игр. в Древнем Египте устраивались «футбольные» турниры, где команды представляли разных богов, и победы посвящались божествам. Эти игры велись деревянными мячами, которые загоняли в ворота кривыми палками. То есть можно сказать, что именно отсюда появился хоккей на траве.

Слайд 6

А если мы заглянем на Крайний Север и попадем на праздник коренных народов, живущих в зоне полярной ночи и полярного дня, то даже в наше время увидим игры с мячом. Однако это будет не «чукотский футбол», а самый настоящий древний обряд заклинания Солнца. Не случайно мяч, сшитый из шкур животных, издревле украшается магическими орнаментом — знаками племени, зовущими Солнце. После ритуала приходило время веселья, где дети и взрослые придумывали разные игры с мячом, дабы потешить друг друга. Бросать мяч друг другу символизировало посыл добра и тепла, а шум камушков внутри мяча отгонял всё плохое и злое.

Слайд 7

Древнем Китае любили пинать мяч ногами. это развлечение вошло в программу празднования дня рождения императора. Здесь же придумали, как наполнять кожаный мяч воздухом вместо птичьих перьев и шерсти животных, придумали правила игры и оформили игровое поле с воротами. Кстати, победившую команду одаривали цветами и ценными призами, а побежденных наказывали бамбуковыми палками.

Слайд 8

В Японии весной дети до сих пор играют маленьким пестрым мячиком «темари». Игрой в него дети приветствуют первые солнечные деньки — и здесь тоже мячик символизирует Солнце. Темари до сих пор изготавливается вручную — его вытачивают из дерева, а сверху оплетают разноцветными шелковыми нитями, образующими красивые узоры.

Слайд 9

А в Америке Колумб (это человек открывший Америку ) видел как дети играют в мяч из растительной смолы, которую обрабатывали раствором. Именно такие мячи он привез в Европу.

Слайд 10,11

В России мячи были разные. В раскопках под Новгородом нашли мячи разных размеров, сшитые из кожи. Уже тогда они стали детской игрушкой. Крестьянские дети играли легкими мячиками из бересты или тяжелыми мячами, туго свернутыми из тряпок. В подмосковном Хотьковском девичьем монастыре шили мячики из мягких подушечек, а внутрь вкладывали камушки, завернутые в бересту, — получался одновременно мячик и погремушка.

А вы знаете ,как произошло слово мяч? происхождение слова «мяч» связано со словами «мягкий, мякоть, мякиш». То есть мяч — это мягкий шар.

Слайд 12

Современные люди надувают мячи воздухом. В настоящее время существует множество самых разных мячей. Но они все имеют одну форму.

— Какую? (круглую)

Слайд 13

Но есть вид спорта, где мяч не круглой формы, а овальной. Это регби.

Слайд 14

И для каждого вида спорта есть свой мяч. Футбол-футбольный ,волейбол-волейбольный и т.д.

Слайд 14, 15, 16,17 ,18,19 виды спорта

Слайд 20, 21 спортсмены

Слайд 22 повтор слайда12.

Воспитатель:

Теперь ,ребята, вы много знаете о древних мячах, о современных. Хочу показать еще один мяч, который вы не упомянули. Это массажный мяч. Он такой же круглый, как и все мячи, но имеет небольшие шипы (демонстрация), которые помогают делать массаж. Я приглашаю вас на массажную разминку.

Разминка.

1. И.П. — о.с. руки согнуты в локтях. Мяч между ладонями; пальцы смотрят вверх. Прокатывание мяча между ладонями скользящими движениями вверх-вниз.

2. И.П. — о.с. руки согнуты в локтях перед грудью. Мяч между ладонями. Прокатывание мяча вправо и влево.

3. И.П. — о.с. мяч между ладонями. Катание мяча круговыми движениями по часовой и против часовой стрелки (со сменой ладоней).

4. И.П. — о.с. — положение рук произвольно. Мяч в правой руке. Энергично сжимать и разжимать мяч пальцами. То же левой рукой.

5. И.П. — о.с. — сжимание мяча двумя пальцами (большим и поочерёдно остальными).

6. И.П. — о.с. левая рука вытянута вперёд, ладонью вверх. Мяч в правой руке. Прокатывание мяча вдоль вытянутой руки от пальцев до плеча и обратно. То же другой рукой.

7. И.П. — о.с. мяч находится между ладонями. Ладони смотрят друг на друга; прокатывание мяча между ладонями.

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель:

А сейчас предлагаю викторину. Викторина спортивная.

1. Какие спортивные игры с мячом вы знаете.

2. Как переводится слово «баскетбол»?

3. Назовите родину футбола.

4. Как еще называют игру в настольный теннис?

5. Что за спортивная игра ,у которой мяч, сетка и две команды.

6. При игре в теннис в нее нельзя попадать мячом.

7. Для этой игры обязательно нужна корзина.

8. Передача мяча в игре.

9. Русский народный бейсбол.

10. Игра с мячом-дыней.

11. В какой игре пользуются самым легким мячом?

12. Партия игры в теннисе называется?

13. В какой игре используется мяч наибольшей величины?

14. Мяч вне игры.

Молодцы, ребята, правильно ответили на все вопросы викторины. Хочу отметить, что не только нужны мячи для спортивных игр, с мячом можно и танцевать.

Примерные движения спортивного танца (репертуар группы «Непоседы», гимн лагеря «Счастливое детство»).

На вступительный проигрыш дети берут мячи , и встают в два круга (девочки в центральный круг, мальчики — во внешний).

Солнце двадцать первого века,

(Дети в центральном круге стоят, дети из внешнего круга приседают и поднимают мячи вверх)

Над планетой нашей взойди,

(Дети из внешнего круга встают, опуская мяч, а дети из центрального круга встают, подняв мячи вверх)

Солнце двадцать первого века,

(Дети в центральном круге стоят, дети из внешнего круга приседают и поднимают мячи вверх)

Тучи от людей отведи.

(Дети из внешнего круга встают, опуская мяч, а дети из центрального круга встают, подняв мячи вверх)

Неудачи, беды, ненастья в двадцать первый век не пусти,

(Дети из центрального круга бегут лёгким бегов влево, подняв мячи вверх, дети из внешнего тоже самое, но бегут вправо)

Зёрнам дружбы, радости, счастья

Помоги скорей прорасти.

(Дети из центрального круга бегут лёгким бегов вправо, подняв мячи вверх, дети из внешнего тоже самое, но бегут влево) (Дети из центрального и внешнего круга выстраиваются в общий круг)

Припев:

Мы дети солнца, ( дети в круге поднимают мяч верх и отводят ногу назад)
Мы дети солнца, (повтор движения)
Живём на лучшей из всех планет. (кружения, приседания, подняться , мяч-вверх)
Мы дети солнца, ( дети в круге поднимают мяч верх и отводят ногу назад)
А дети солнца (повтор движений)
Должны нести тепло и свет (кружения, приседания, подняться , мяч-вверх)

После исполнения танца дети собираются в круг.

Воспитатель:

Вот и закончилось наше познавательное занятие. Вы много интересного узнали, можете поделиться этим со своими друзьями во дворе, родителями. И как истинных знатоков спорта хотим наградить вас золотыми, шоколадными медалями.